[Выпуск 1] Как не надо делать формы обратной связи
Минутка очевидных вещей
Формы обратной связи нужны, чтобы посетитель мог пообщаться с брендом. Попросить помощи, поинтересоваться, пожаловаться, предложить что-то. Для некоторых бизнесов она является конверсионным инструментом — то есть с него вы получаете заявки. Штука важная, но можно очень легко ее запороть. Учитесь у мастера.
Оригинал
Примерно так должно всё выглядеть, если, конечно, вы не хотите усложнять посетителям жизнь. Форма заметная, понятно, что она от тебя хочет. Быстро заполнил и пошел ждать ответ. А теперь подключим к работе нашего безумного гения.
Версия: игнорируем политику конфиденциальности
По всем пунктам хорошая форма, кроме маленького нюанса: кое-кто забыл добавить чекбокс «Я согласен на обработку персональных данных» (или дисклеймер, как в примере выше).
Вердикт: за такую легкую форму амнезии Вам могут выписать штраф (ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О персональных данных»)
Версия: пропускаем пояснения
Форма-гопник. Никаких «оставьте телефон, и мы с вами свяжемся» и всего такого прочего. Сразу «слыш чо, давай телефон сюда! А если найду?».
Вердикт: не круто. Небольшой комментарий к форме не будет лишним — тем более, там вы можете написать про время ответа или намекнуть на обязательность заполнения поля «контакт». Так что не забывайте про поясняющий текст, хотя бы заголовок оставьте.
Версия: добавляем кучу полей
Теперь форма больше похожа на анкету на сайте знакомств. Имя, звание, где расположена твоя часть, фамилия, отчество, пол, семейное положение, количество детей, вероисповедание.
Вердикт: вместо того, чтобы сделать одно, максимум два, обязательных поля (те самые «контакт» и «как к Вам обращаться») Ваша яркая хохлатая птица устраивает опросник для сегментации клиентов. Ловкий же ход? (нет).
Версия: делаем поля обязательными
«Прошлая версия была не так уж плоха», — подумал пользователь. «Прошлая версия несла недостаточно страданий», — хитро посмеиваетесь Вы И делаете все поля обязательными.
Вердикт: получился классический пример «как не надо». Общение бренда и посетителя должно происходить легко и непринужденно, а не так, будто в тебя целится расстрельная команда, а прямо в лицо светит прожектор.
Версия: в пекло валидацию
Пользователь может ввести что угодно и куда угодно. И при этом его данные никак не будут валидироваться. То есть, например, в поле «телефон» можно написать asdfasdkjnasdkja, а в поле «ваш email» — eto_pochta@маил.ру. Форма всё примет и поблагодарит за обращение. Свобода действий, говорили они.
Вердикт: свобода свободой, но потом вы же огребете кучку негатива от asdfasdkjnasdkja, которой не отвечают уже неделю. Да, он сам виноват и криво написал почту и телефон — но отвечать за это будете Вы.
Версия: в пекло подсказки
Пользователь старательно вводит данные, отправляет и видит — сюрприз-сюрприз! — «некорректно введен номер телефона». Почему, что именно некорректно — давай, включай воображение, гадай сам.
Вердикт: если Вы хотите, чтобы пользователь заполнял поля без ошибок, то подскажите, в чем именно его ошибка.
Версия: А давай я всё сброшу?!
Пользователь старательно вводит данные, отправляет и видит — сюрприз-сюрприз! — «некорректно введено что-то». Почему, что именно некорректно и где — давай, включай воображение, гадай сам.
Вердикт: верный способ выбесить потенциального клиента. Не надо так.
Версия: делаем не в стиле
Форма не в стиле сайта — это такая штука, что вроде бы можно было бы… ничего страшного, но что-то здесь не то. Примерно как включить первый канал в девять вечера и увидеть, что новости читает Сергей Дружко.
Вердикт: всё-таки у вас брендбук, гайдлайн, все дела. Не стоит покупать левый сервис с формой обратной связи (даже очень хороший), чтобы потом забить на дизайн.
Версия: убираем кнопку «закрыть»
Да, Вы спросите почему в примерах выше не было крестика! Для справки, там приводились примеры не модельного окна, а встроенной в структуру сайта формы. Чтобы Вы объективно поняли о чем речь — пожалуйста, пример модального окна ниже:
Хорошая, годная форма, с одной маленькой оговорочкой. Она не оставляет выбора. Заполняй или умри — примерно такой месседж должен читаться за формой без возможности ее закрыть.
Вердикт: даже если форма ну такая красивая, что Вы на нее насмотреться не можете, кнопка «закрыть» все равно должна быть.
Бонус: загадочно молчим после отправки формы
Пользователь заполнил форму, отправил ее, и — ничего. Форма просто закрылась. Что делать? Заполнять еще раз? Надеяться, что все будет ок? Забыть сказать, что всё прошло успешно — верный способ испортить впечатление.
Вердикт: после нажатия на кнопку «отправить», должно появиться уведомление, типа такого: «Спасибо! Ваша заявка отправлена. Наши специалисты перезвонят через час». А то всё зря.